fb

Компания Pixar: история развития анимационной студии

Компания Pixar

Студия Pixar сегодня – это практически синоним качественной компьютерной графики и компания, подарившая незабываемые эмоции детства, а также юности сотням миллионов людей по всему миру. Этот проект раз и навсегда изменил полнометражную анимацию, а также подарил миру ряд технологий, которые являются фактической основой этой сферы.


С чего все начиналось

Если рассказывать о том, с чего начинала свое зарождение компания Pixar, то стоит поговорить о временах, когда ни у кого на устах не было даже ее будущего наименования.

Предпосылки к будущей истории успеха начали появляться в далеких 70-х годах прошлого столетия. Уже тогда появилась первая компьютерная анимация. Но ее уровень был достаточно низким, а сложность создания и воплощения идей – излишне высокой.

В ту эпоху история Pixar пополняется одним из ключевых персонажей ее создания и будущего развития – Эдом Кэтмеллом. Этому гению математики, программирования и компьютерной анимации, удалось воплотить в жизнь первую 3D-анимацию в виде левой руки человека (до этого движущаяся графика представляла собой исключительно 2D-объекты).

В конечном счете, скоростная эволюция компьютерной графики привела к тому, что развитием направления начали заниматься лучшие умы страны.

Ученый Александр Шур (основатель одной из лучших компьютерных лабораторий США при Нью-Йоркском технологическом университете) захотел вывести свою организацию в лидеры сферы и собрал основные умы по направлению CGI-графики под своим руководством. В его команду попали:
  • Эд Кэтмэлл;
  • Элви Рей Смит – в будущем будет одним из соучредителей Pixar;
  • Лорен Карпентер – еще один соучредитель и старший научный работник Pixar;
  • другие специалисты, которые в будущем уйдут в Lucasfilm и повлияют на создание, а также развитием Pixar Animation Studios.

На протяжение нескольких лет работы и сотрудничества с научной лабораторией, коллективу удалось:
  • Создать ряд различных программ и иного ПО;
  • Сформировать фундаментальные основы CGI (компьютерной графики);
  • Реализовать свои наработки в ряде короткометражных произведений (для популяризации технологии).


Создание Pixar в Lucasfilm

Деятельность передовых умов на базе лаборатории в технологическом университете не могла остаться незамеченной. И когда в этот же период знаменитый режиссер Джордж Лукас создал свой компьютерный отдел под названием Industrial Light And Magic.

История Pixar
Джордж Лукас – создатель легендарных "Звездных войн" стоял у истоков Pixar

Он позвал на работу к себе Эда Кэтмелла и других талантливых специалистов при Нью-Йоркском университете. Все перешедшие потом и составили собой костяк будущей Pixar.


История развития компании Pixar в Lucasfilm

Буквально сразу после присоединения к Lucasfilm, все специалисты из NYIT попали в новообразованное специально под них подразделение The Graphics Group (графическая группа). Как и ранее, они занимались созданием ПО и эффектов. Но теперь их функции напрямую шли на улучшение фильмов материнской компании.

Но в этот момент произошло событие, которое дало огромный толчок и задел под будущую доминацию студии Пиксар в сфере компьютерной графики и профессионального кино на ее основе. Молодой и перспективный аниматор Джон Лассетер, работающий в компании Disney, столкнулся с непониманием и даже неприятием своих идей по продвижению CGI в консервативной студии.

Из-за этого его уволили. Но долго без работы он не оставался, ведь буквально сразу Эд Кэтмелл пригласил Лассетера в графическую группу. Там ему дали максимум возможностей для реализации интересных идей и потенциала.

В итоге, сотрудничество Кэтмелла, Лассетера и остальных экспертов привело к впечатляющему результату. История компании Pixar пополнилась важным достижением – созданием и запуском в прокат первого полноценного короткометражного мультфильма "Приключение Андре и Пчелки Уолли" (творение считается первым мультфильмом компании, созданным еще до ее официальной регистрации под известным брендовым именем).

Благодаря своему таланту, будущий коллектив компании Пиксар добился:
  • высокого качества анимации
  • впечатляющего, по тем временем, качества фона;
  • новых принципов размытия в движении, делающих анимации более плавными и реалистичными.


Продажа Pixar Стиву Джобсу

Несмотря на то, что история будущей студии Pixar в этот период безоблачна и эффективна, трудности тогда возникли у руководящего бренда – Лукасфильм. Материнская компания решила отдать приоритет финансирования компьютерному отделу Industrial Light And Magic. Вследствие этого графическая группа, которая потом превратится в студию Пиксар, была выставлена на продажу.

По ходу поиска потенциальных инвесторов, Лукасфильм вышел на Стива Джобса. Директор всемирно известной сейчас компании Apple тогда не сильно заинтересовался предложением.

Компания Pixar
Стив Джобс один из ключевых людей в создании современной компании Pixar

Но через некоторое время его уволили с занимаемой должности, вследствие чего было принято противоположное решение, полностью изменившее историю студии Pixar. В 1986 году компьютерное подразделение:
  • было приобретено у Джорджа Лукаса за значительную сумму в 5 млн долларов США;
  • перешло в подраздел независимых компаний;
  • получило дополнительные 5 млн долларов инвестиционных средств от Стива Джобса;
  • нового председателя компании в лице Стива Джобса;
  • долгожданное переименование в самостоятельный и узнаваемый бренд под названием Pixar.

С 1986 года история Пиксар начала развиваться более стремительно. А сам проект вышел на путь самообеспечения и значительных заработков, основанных на его ошеломительных успехах.


Первые годы студии

В первые годы после смены владельца, история компании Пиксар обретает новые краски и иной вектор развития. Под именем бренда начинают разрабатывать и выпускать:
  • Различную компьютерную технику.
  • Pixar Image Computer, который должен был стать основным источником дохода, несмотря на не пропавшее желание выпускать полноценные полнометражные мультфильмы.
  • Программное обеспечение для визуализации 3D-объектов и текстур.
  • Собственные системы компьютерной анимации.
  • Первый язык программирования Шейдер, который предназначен для отрасли CGI.

К сожалению, несмотря на большие успехи в сопутствующих сферах история студии Пиксар этого периода подтверждает мнение о том, что анимационный отдел был лишь придатком, позволяющим демонстрировать возможности техники и ПО.

Но свое слово сказал Джон Лассетер, который не отказывался от своей цели по выводу компьютерной анимации на принципиально иной уровень. В 1986 году он в сотрудничестве с Эдом Кэтмеллом, закончил работу над первым официальным мультфильмом полноценной компании Пиксар – "Люксо Младший".

Этот момент в истории считается периодом, когда анимация на основе возможностей компьютерного железа вышла на один уровень с традиционной. А сама игривая настольная лампа из этого творения стала талисманом, который неизменно демонстрируется в начале каждого нового мультфильма, выпущенного студией.

Но, опять таки, даже эти успехи не сменили основной курс Pixar. Компания, как и ранее, разрабатывала и улучшала ПО, а также компьютеры. И предлагала все это другим компаниям, даже будущим конкурентам. Компьютерные технологии от студии Пиксар заинтересовали даже Disney, которая захотела применять их при создании своих творений.

На основе сотрудничества Pixar и Disney была реализована система CAPS, позволяющая генерировать 2D-изображение на компьютере с его дальнейшей обработкой. Как только эта технология была запущена, Дисней перешла в раздел основного потребителя всего того, что создавалась специалистами компании Пиксар.


Смена курса Пиксар

История студии Пиксар этого периода была очень неоднозначной:
  • проект приносил большие убытки, на фоне чего Стиву Джобсу пришлось потратить на него около 50 млн собственных инвестиций;
  • На фоне этого у директора возникла мысль закрыть анимационный отдел с большой затратностью, но низкой отдачей.

А потом произошло невероятное. Предвидя незавидные перспективы, Лассетер попросил у Джобса финансирование на экспериментальный 3D-мультфильм и тот согласился.

В итоге весь анимационный отдел направил свои силы на создание революционного творения под названием Tin Toy ("Оловянная игрушка"). После выхода в 1988 году это творение:
  • Спровоцировал революцию в сфере компьютерной графики.
  • Показал огромный скачок технической и художественной составляющей чистых CGI-мультфильмов.
  • Был принят с подавляющим восхищением всеми экспертами, критиками и зрителями.
  • Получил первый в истории компании Пиксар и в мировой практике Оскар за компьютерную анимацию.

Pixar история компании
Tin Toy один из первых 3D мультфильмов

В конечном счете этот успех привел к таким изменениям:
  • анимационный отдел Pixar был спасен;
  • тот же отдел был расширен на основе перспективности его работы;
  • технический отдел Пиксар потерял ровно в той доле, в которой приобрел его конкурент;
  • Еще больше заказов и предложений начало приходить от Disney, которая хотела начать создавать свои 3D-мультфильмы на основе технологии студии Pixar.

Но несмотря на все это, проект все еще оставался убыточным, поэтому технический отдел, в конечном счете, был закрыт. И с этого момента закончилась смена курса Pixar, а также начался принципиально новый виток истории студии.

С этого момента она направила все силы на создание СОШ-рекламы и заработок с ее помощью. А целью с перспективой в месяцы и даже годы стало создание первого полнометражного 3D-мультфильма.


Сделка с Disney и создание полнометражного фильма

На фоне заметного успеха конца 80-х, в начало 90-х годов прошлого тысячелетия компания Pixar входит на фоне значительного расширения как штата, так и своих возможностей. В команду проекта в этот период входят десятки перспективных новичков, которые в дальнейшем пополнят основной костяк самых важных сотрудников и специалистов.

Проект продолжал разрабатывать и выпускать рекламные ролики, но Стив Джобс понял, что стоять на месте нельзя. Он начал переговоры с Disney. Основная его цель заключалась в получении дополнительного финансирования от гиганта рынка с целью создания полнометражного фильма на основе 3D-графики.

Изначально переговоры шли не очень гладко и проходили на фоне таких реалий:
  • студия Пиксар испытывала значительные финансовые трудности;
  • других вариантов (компаний), подходящих для заключения подобного договора не было;
  • Pixar хотела получить значительный прилив финансов, но исключала полную продажу компании Disney (в приоритете было сохранение максимума независимости).

В итоге в 1991 году удалось достигнуть подписания контракта между Pixar и Disney, который предполагал создание, как минимум, одного мультфильма. Условия были следующими:
  • Все права на киноленту будут принадлежать исключительно Disney.
  • Pixar отвечает за все этапы производственного процесса.
  • Дисней берет на себя вопросы маркетинга, популяризации и распространения готового продукта.

Студия Пиксар
"История Игрушек" – один из самых узнаваемых мультфильмов современности

Так началась история создания ленты "История Игрушек", которая известна миллионам детей девяностых и двухтысячных во всех странах Земного шара. Сейчас расскажем о нескольких интересных фактах истории создания этого мультфильма:
  • Pixar стремилась максимально отойти от классических стандартов Disney, что очень не нравилось ключевому инвестору;
  • ставка делалась на реалистичный мир без сказочных сюжетов, присущих Дисней;
  • история создавалась с упором на то, чтобы смотреть ее было интересно как детям, так и взрослым;
  • музыкальные номера и вставки были элементом, отказ от которых был в числе первоочередных;
  • было несколько вариантов истории, которые сменяли друг друга несколько раз по ходу разработки фильма;
  • один из главных героев, ковбой Вуди, изначально был злым персонажем;
  • новая любимая игрушка мальчика из мультфильма изначально была оловянным музыкантом, а уже потом стала космическим рейнджером;
  • основной сюжет первой версии был основан на восстании игрушек против Вуди.

Постоянные встречи Пиксар и Дисней заканчивались спорами и разногласиями. Сценарий казался плохим для представителей Disney, а Pixar все дальше и дальше уходили от изначальной концепции. Сценарий редактировался если не каждый день, то каждую неделю – точно. Это приводило к тому, что в ее успех уже мало верили в каждой из компаний.

Через два года после начала разработки был продемонстрирован некоторый объем наработок и часть фильма. Он не понравился никому, а многие назвали его полным провалом.

Поэтому было принято решение о полной переработке, которая через несколько месяцев завершилась тем, что история приобрела вид, который знаком сейчас каждому фанату этого фильма.

В прокат "История игрушек" вышла в 1995 году, получив звание первого полнометражного CGI 3D-фильма. Она же получила звание самого кассового фильма года, получив около 404 млн прибыли от зрителей.

А главное – фанаты были в восторге, как от сюжета, так и от технологического уровня реализации графики в киноленте. Подтвердил все это специальный Оскар, полученный режиссером фильма. Новый договор с Disney после этого был рассчитан на совместное производство и выпуск целых 7 фильмов.


Выход Pixar на IPO

Вдохновившись успехом "Истории игрушек", 29 ноября 1995 года Стив Джобс вывел акции студии Pixar на биржу NASDAQ. Доступными для международных инвесторов стали 6,9 млн единиц акций компании. Данный шаг и успешное первичное размещение ценных бумаг сделали основного акционера (80% всех акций были собственностью Джобса) миллиардером.

На фондовом рынке одна акция стоила 22 доллара США. Но уже практически сразу после начала продаж, стоимость ценных бумаг быстро пошла вверх и достигла отметки в 49,5 долларов.

С высоты лет можно сказать, что именно Pixar была одной из первых технологических компаний, спровоцировавших бум IPO этого сектора в 90-е годы. Успех Toy Story позволил студии обрести огромный лимит доверия от всех. В том числе и от инвесторов, готовых вкладываться в веру деньгами.

Именно IPO Pixar многие считают поворотным мигом в истории карьеры Стива Джобса, который искал свою нишу и путь на фоне увольнения из Apple. И уже позднее, благодаря этому, он вернулся в "яблочную компанию" в качестве опытного менеджера, которого ценят все вокруг.


Продолжая создавать

На волне успеха, история Pixar активно развивалась и подарила миру еще несколько красивых, а также интересных историй. Каждая из них обладала необычайным успехом и принесла проекту сотни миллионов долларов прибыли:
  • A Bug's Life (Приключения Флика, 1998) – мультипликационная история о насекомых с большим масштабом и количеством действующих лиц на экране (заработок за фильм составил 363 млн долларов);
  • Toy Story 2 (История игрушек 2, 1999) – продолжение культовой истории, которое могло вообще не увидеть мир из-за ошибочного удаления всех данных на серверах компании (ситуацию спасла работница с полной копией у себя дома) – заработок составил 497 млн долларов;
  • Monster Inc (Корпорация монстров, 2001) – мультфильм, созданный на новой производственной базе, в которую компания переехала на фоне предыдущих успехов (снова новые технологии симуляции волос, меха и тканей, иные наработки, анимационные технологии, а также необычная история о монстрах и ребенке принесли доход в 577 млн долларов в прокате);
  • Finding Nemo (В поисках Немо, 2003) – интересная история о морских рыбках и океане потребовала новых подходов к технологиям отображения света и теней, которые для того времени показывали себя просто великолепно (а в сочетании с прекрасной историей прокат данной ленты принес огромный интерес и доходы в 962 млн долларов);
  • The Incredibles (Суперсемейка, 2004) – первый 3D графический фильм с огромным количеством персонажей-людей, для реалистичности которых создавались новые технологии и технологические решения, которые использовались многие годы после этого (в 2004 году 631 млн долларов стал наградой для студии от зрителей, а профессионалы оценили историю Оскаром);
  • Cars (Тачки, 2006) – история об антропоморфных машинах с новыми технологическими разработками относительно отражений и освещения (461 млн долларов со сборов, которые разделили сообщество на две группы из тех, кто считает это творение очередным шедевром Pixar, и тех, кто называет фильм просто неплохим творением).

Pixar animation studios
Персонажи мультфильма "Корпорация монстров"


Конфликт с Disney

Еще в период выпуска всех упомянутых выше фильмов между студиями Disney и Pixar часто возникали споры. Первые, к примеру, не хотели считать "Историю игрушек 2" очередным из 7 совместных творений, которые указаны в контракте. Пиксар не нравилось то, что их фильмы находятся в полной стоимости Дисней.


Слияние с Disney и новые проекты

Новый договор был согласован после "Тачек" и должен был вернуть права на следующие фильмы Pixar (оставляя за ними все этапы производства).

Дисней же просто занимался бы распространением и выпуском. Но этого не случилось, т.к. Джобс согласился на еще более заманчивое предложение и продал Pixar руководству Disney за 7,6 млрд долларов:
  • полная независимость в истории студии Pixar была окончена;
  • проблемы и разногласия между компаниями были решены;
  • тем не менее Pixar сохранила свою операционную самостоятельность и разрабатывала кино в тех же ритмах, без посторонних помех;
  • Дисней благодаря этой сделке тоже "переродилась", направив все свои мощности на производство анимационных мультфильмов.

Директорские должности в анимационных отделах Пиксар и Дисней получают давние специалисты первой компании – Джон Лассетер и Эд Кэтмелл.

Компания Пиксар
Бюджет мультфильмов Pixar


Интересные факты

К интересным фактам о компании Pixar стоит отнести их последующие результаты по лентам, которые были выпущены уже после слияния. Практически все они гиперуспешны и принесли многомиллионные, а иногда и миллиардные заработки:
  • Рататуй (2007) – 623 млн, Оскар, любовь зрителей по всей планете;
  • ВАЛЛ-И (2008) – 521 млн сборов, признание графики, которая выводит анимационные фильмы в раздел конкуренции с реальными;
  • Вверх (2009) – номинация на Оскар в категории "Лучший фильм года" и победа в категории "Лучший анимационный полнометражный фильм", а также 735 млн долларов сборов;
  • История игрушек 3 (2010) – история о взрослении и потерях в антураже понравившейся всем вселенной с любимыми персонажами позволила попасть в номинацию "Лучший фильм года" и получить уверенную победу в категории "Лучший анимационный мультфильм" по версии Оскара, а также собрать 1,067 млрд долларов (в первый раз для любых анимационных мультфильмов).

А далее были:
  • Тачки 2 (2011) – 559 млн;
  • Храбрая сердцем (2012) – 539 млн;
  • Университет монстров (2013) – 743 млн;
  • Головоломка (2015) – 857 млн;
  • Хороший Динозавр (2015) – 332 млн;
  • В поисках Дори (2016) – 1,028 млрд;
  • Тачки 3 (2017) – 384 млн;
  • Тайна Коко (2017) – 807 млн;
  • Суперсемейка 2 (2018) – 1,242 млрд;
  • История игрушек 4 (2019) – 1,073 млрд;
  • Фильмы Вперед (2020), Душа (2020) и Лука (2021) – столкнулись с финансовыми проблемами из-за ограничений и карантинных мер.

Компания Пиксар
Мультфильм "Душа" стал победителем 93-й церемонии "Оскар" в категориях "Лучшая музыка к фильму" и "Лучший анимационный фильм"


Студия Pixar сейчас

Сейчас студия Pixar – это уверенный "мастодонт" сферы анимационных 3D-фильмов с передовой графикой и интересными историями, которые всегда отличаются своей глубиной и проработкой.

Творения этой компании – это настоящие произведения искусства, которые подойдут для зрителей всех возрастов и культур. И это подтверждается стабильной статистикой финансового успеха, которая неизменно наблюдалась до момента, когда кинотеатры столкнулись с ограничениями на фоне проблем 2020-2021 годов.
Тарас С.Частный инвестор, предприниматель, блогер. Инвестирую с 2008 года. Зарабатываю в интернете на высокодоходных проектах, криптовалютах, IPO, акциях и других активах. Со-владелец нескольких ресторанов и сети магазинов электронной техники. Консультирую партнеров, делюсь опытом.

Присоединяйся в Telegram-канал блога со свежими новостями. Чат с консультантом в Телеграм.